Пирамиды власти

Пирамиды власти

Е.А.Абрамян

Несколько отрывков из публикации автора, посвященной проблеме отбора и подготовки руководящих работников. Ряд положений имеют прямое отношение к проблеме кадров для руководства государствами и стратегического планирования стабильного развития человечества.

 

Как многократно отмечалось, человечество вступило в эпоху неустойчивого развития и в этом веке ему могут грозить различные катаклизмы (см. например, http://appeal.savefuture.ru; http://appeal.savefuture.net/;http://www.savefuture.ru/files/2009edition.pdf; http://www.savefuture.net/files/2009edition-en.pdf. И хотя проблема нередко обсуждается в печати и на различных конференциях, адекватных действий по противостоянию опасностям почти нет. Проблема в значительной степени в том, что организация систем управления нашей жизнью требует радикального пересмотра принципов подготовки и выдвижения людей на руководящие посты и в ряде случаев систем управления государствами и практики международных отношений.

Сегодня в конкурентной борьбе за продвижение вверх по иерархической лестнице во многих случаях имеют бòльшие шансы те, у кого лучшие «бойцовские качества» – такие, как агрессивность в различных ее проявлениях – активность, напористость, хитрость, нередко нечестность и пр. При одинаковых способностях на вершину с большей вероятностью попадает тот, кто использует более широкий арсенал приемов борьбы, а нередко не очень считается с их этичностью или даже законностью. Нередко для того, чтобы занять командное положение, претендент на высокую должность может давать любые обещания, которые отнюдь не собирается выполнять.

Решающим фактором может оказаться и поддержка какой-то группы, преследующей свои цели. Она может выдвинуть и более слабого, но зато управляемого – полезного для себя человека. На деятельность людей, попадающих наверх, как и на поведение каждого из нас, существенно влияют природные инстинкты, но люди у власти меньше подвержены контролю и сдерживающим факторам. Власть «опьяняет», создает ощущение вседозволенности, к тому же, появляется возможность подавлять критику (нередко и самыми жесткими методами). Крайние формы это принимает в тоталитарных, автократических системах. Определенную роль в этих процессах играет склонность большой части населения (иногда говорят, толпы) обожествлять стоящих у власти, слепо следовать подчас нелепым идеологиям и призывам.

Вот отзыв о власти одного из российских публицистов: «Мы ведь заранее знаем, что любая власть нас всё равно обманет, как бы привлекательно она не пыталась перед нами выглядеть. Какие-то претенденты на власть заведомо настроены на обман, обманывают и избирателей, и самих себя. Во-первых, власть – это же кормушка! Как побороть соблазны, даже если ты и шёл к власти не как к кормушке. Во-вторых, короля делает его окружение. А в этом окружении – амбиции, некомпетентность, воровство, интриги, зависть, ревность и т.п.» (В. Шмаков, http://www.civitas.ru/openarticle.php?pop=0&code=427.

В демократических государствах основными механизмами, которые могли бы остановить продвижение недостойного кандидата к вершинам власти, являются бòльшие свобода информации и активность прессы: гласность, прозрачность деятельности претендента. Однако и здесь исказить истину могут направленные масштабные действия масс-медиа, умелая манипуляция сознанием. Если говорить о выборах в государственные структуры, то они, к сожалению, все-таки не всегда гарантируют приход к власти людей, которые могли бы существенно содействовать решению глобальных проблем. «На одного избирателя, изучившего потенциальных кандидатов и их программы, приходятся тысячи тех, кто ленится или не способен это сделать» (проф. С. Капица). С другой стороны, и политики предпочитают заниматься вопросами, которые в основном могут интересовать влиятельное лобби или их электорат сегодня (хотя бы ту его часть, которая все-таки следит за событиями). Где уж тут до глобальных мировых проблем – планирования будущего и пр.?

Деятельность правительств существенно зависит и от харизмы лидеров, и от качества политической элиты. Часто возникает иллюзия, что используемые системы отбора руководителей стран обеспечивают приход к власти людей более умных или, по крайней мере, владеющих искусством сохранения своего государства и движения по пути прогресса. Но, к сожалению, опыт показывает, что так бывает далеко не всегда, и в нашу эпоху особенно опасно, когда действия правителей неадекватны появившимся средствам разрушения и другим нарастающим опасностям. «Чтобы руководить государством, нужно очень многое знать, обладать высокой культурой, понимать исторические традиции, разбираться в современных тенденциях развития человечества. Надо специально учить и учиться этому, пройти специальную аттестацию». (И. Кондрашин, http://ikondrashin.narod.ru/rus/power.htm).

Установившейся практикой является то, что во многих случаях вождь, правитель, король, премьер-министр озабочен не столько благосостоянием своих граждан, а утверждением собственного величия, удовлетворением амбиций, честолюбия и т.д., поддержкой каких-то категорий близких им лиц; в угоду этому пренебрегают интересами общества, а нередко и жизнью своих сограждан. Особенно жестко подавляют любую нежелательную информацию диктаторы, – прежде всего, о своих ошибках, отдельных эпизодах биографии и пр. При любых, а особенно недемократических социальных системах или тоталитарных обществах, также как и при переворотах и заговорах, у руководства государством может оказаться человек с любым менталитетом и, в том числе, опасным для общества, а в наш век – и для всего человечества. Не исключены такие коллизии и при престолонаследии.

Российский философ А. Зиновьев: «Интеллектуальный уровень тех людей, которые сейчас правят миром, чудовищно низок…Надо развить более высокий интеллектуальный потенциал. Нужны умы, молодые умы». (По-видимому имеются ввиду неординарные, талантливые умы). У каждого могут случиться болезни и сбои в различных системах организма, в том числе, и в умственной деятельности 1. К тому же, нередко во главе могучих государств и их вооруженных сил стоят люди преклонного возраста – старше 70–75 лет, когда вероятность таких нарушений существенно выше 2. В истории немало примеров алогичных, рискованных действий правителей, следствием которых являлись войны, поражения, массовая гибель армий и населения. Естественно могут сказаться и наследственные изъяны, и недостаток интеллекта и образования, и плохо подобранные советники, и многое другое.

Изучение этих проблем, предотвращение тяжелых последствий – вот поле деятельности для психиатров и специалистов по гуманитарным технологиям. Не случайно поднимается вопрос о необходимости регулярного психиатрического обследования высокопоставленных лиц, о критериях, которым должны удовлетворять чиновники исполнительной и законодательной власти.

Отбор и подготовка. Анализ менталитета руководителей и механизма их прихода к власти показывает, что необходимы усовершенствования. В нашу эпоху в связи с концентрацией власти у отдельных лиц и возможностью самостоятельного принятия ими стратегических решений это особенно становится необходимым. Руководство государством или коллективами – это одни из наиболее ответственных профессий, и отбор, подготовка будущих лидеров должны проводиться гораздо тщательнее, чем, например, технических специалистов и руководителей опасного производства.

 

В последние десятки лет нередко стала появляться информация о методах отбора и обучения талантливых от рождения детей. Специальные мероприятия по их выявлению и обучению проводятся в Израиле, США, России, Японии и некоторых других странах. Известны парадоксальные случаи, когда 14-15 летние подростки с успехом заканчивали передовые вузы. Гениальные дети — особый случай, требующий повышенного внимания и осторожности в обращении. Нужны специалисты, чтобы с такими детьми правильно работать; вундеркинды — это не только выдающиеся способности, но и тонкая, чаще необычная психика. В безжалостной конкурентной борьбе за наше будущее выиграет тот, кто лучше учится; прогресс определяют, как правило, не такие, «как все».

Все чаще их поддерживают не только умилениями, похвалами и прочими сентиментальными эмоциями, но и материально. «Вы гении», — так пышно сенатор Карл Левин обратился недавно к юным дарованиям в Капитолии. Собрались они в Вашингтоне для получения премий, которыми Дэвидсонский Институт Поощрения Талантов награждает особо одаренных детей. То, что интеллект, творческие способности — главное национальное богатство давно поняли и японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. Эффективная система обучения одаренных детей существует и в Израиле. В России наиболее продвинутые школы для талантливой молодежи (правда, с физико-математическим уклоном) функционируют при Московском и Новосибирском университетах. Относительно недавно появилось и новое понятие «дети индиго» - так называют особо одаренных и с нестандартным мышлением детей. Способности и склонности рождающихся на свет детей находятся в очень широком диапазоне и для определения и обучения их должны привлекаться талантливые педагоги, ориентирующиеся в современных и будущих тенденциях в различных областях. Дело специалистов составить методики и программы изучения природных данных и составления рекомендаций по оптимальному обучению; в некоторых случаях, возможно, начиная уже с 3-5 лет.

 

Всем известно, что в развитии технологий существует запаздывание – часто проходит более 5-10 лет от рождения идеи до её широкого внедрения. В системе образования можно также сказать, что период запаздывания между контактом с идеями и началом их реализации примерно одно поколение - от 15 до 18 лет (или несколько меньше). Люди, которые пришли в университеты, примерно через 10-15 лет начинают активно действовать. Новая стратегия – образование в течение всей жизни.

Ряд исследователей пишет о том, что бòльшая часть прорывов, радикальных нововведений, открытий, определивших прогресс человечества, сделана отдельными личностями – единицами, существенно отличавшимися по своим качествам – уму, энергии, целеустремленности, работоспособности от миллионов сограждан – пассионариями, по определению Л.Гумилева. Правда, нередко их идеи, открытия встречались в штыки, осознавались не сразу 3.

Обучение талантливых людей и определение их способности к общественным должностям должно стать особо важным, государственным делом. Желательно, чтобы механизмы продвижения, роста были демократичными и по возможности открытыми. По-видимому должен быть полностью предан забвению почивший в бозе принцип «каждая кухарка может управлять государством». Это могут делать только тщательно отобранные, обученные и вообщем-то регулярно контролируемые специалисты. Уже общепризнано, что прогресс передовых стран, их место в конкуренции за разработку и применение новой технологии определяют умные головы. В идеале руководство странами, межгосударственными отношениями также должно производиться отобранными и хорошо обученными специалистами.

Еще раз о России: приход к власти в прошлом веке руководителей партии большевиков – недоучек, не имеющих ни образования, ни способностей, необходимых для прогрессивных преобразований страны. Результат известен – потеря населения, территории, отставание по уровню жизни от десятков других стран. Другие примеры - фашистское правление в Германии, диктатуры в ряде арабских и африканских стран. Можно по пальцам пересчитать государства, в которых благодаря демократическим порядкам и рациональным системам отбора руководителей поддерживаются высокий уровень жизни и передовые позиции в мире. Это скандинавские страны, многие государства Европы, США, ряд азиатских стран, в частности, Сингапур (президент Ли Куан Ю!) и др.

Воспитание. В генетической программе каждого человека заложены общечеловеческие инстинкты и индивидуальные способности. Воспитанием каждая особенность может быть развита или значительно подавлена. Наиболее правильно привить человеку менталитет такого общества, каким оно должно стать в ближайшем будущем – на протяжении его жизни. Должно быть передано не только лучшее, достигнутое в культуре, морали, науке, – но и умение творчески решать проблемы с учетом новых, необычных условий, в которых будет проходить жизнь следующих поколений. Э. Кант: «Истинное воспитание должно готовить людей к будущему, лучшему состоянию всего человечества. Тогда они вызовут к жизни это состояние». В каждый период, в каждом государстве воспитание входящих в жизнь помимо общеобразовательных дисциплин включает в себя элементы идеологии, необходимые для сохранения, защиты данного общества. Воспитание при диктаторских режимах, буржуазное, религиозное, в недавнем прошлом коммунистическое воспитание нацелено на подготовку защитников существующих порядков. Такое же содержание несет в себе и термин военно-патриотическое воспитание. Сегодня во многих странах с детства воспитывают ненависть к «противостоящим» сообществам, вплоть до подготовки массовых убийств. (Крайние варианты - камикадзе в Японии, шахиды на Востоке. К тому же, научить быть агрессивными, уметь убивать – это одна из основных задач каждой армии).

 

Если же внедрять в сознание детей бессмысленность ненависти и войны, то будет надежда на лучший и более безопасный мир. Одними из основных идей должны стать ценность индивидуума и наличие единого человечества. Надо вернуть к жизни начальное достойное значение слова космополит – человек мира. Если раньше воспитание новых поколений было нацелено на сохранение государств, этнических или социальных сообществ, то теперь главная проблема – сохранение всего человечества. В следующих поколениях понятие родина должно обязательно ассоциироваться со всем миром, а не с конкретной, ограниченной территорией или с людьми данной национальности4.

Многое из сказанного выше было понято давно и проповедовалось рядом идеологических учений – религиями, трудами Кампанеллы, социалистами-утопистами и др. Однако времена, когда можно было ограничиваться в значительной мере теоретическими рассуждениями, закончились. При нынешних тесных связях, переплетении интересов разных стран, глобальном оружии мир может сохраниться только как целое, и устойчивым он может стать, если воспитание и вся практика жизни будут радикально преобразованы.

 

 

 

 

 

 

 

http://www.savefuture.ru/

Яндекс.Метрика
© 2010-2012 г.