Из цикла "Проблемы личности". Смерть, которая никого не минует

Смерть, которая никого не минует

Все мы действующие лица обязательных сценариев - жизни и смерти. И хотя обычно предпочитаем поменьше вспоминать о том, что жизнь конечна, попробуем всё же объективно, не пряча голову под крыло, рассмотреть основные аспекты смерти. Для каждого из нас - это не только неотвратимое, но и важнейшее, несравнимое ни с чем событие. Лучшее понимание, возможно, позволит легче её встретить и принять; ведь с определенного возраста - это естественный, нормальный финал, а не трагедия, не чрезвычайное происшествие.

Ушедший не имеет проблем. Конечно, неожиданная смерть вызывает глубокие переживания и скорбь у родственников, близких и людей, знавших усопшего. Отсутствие времени на подготовку, адаптацию к новой ситуации часто вызывает шок и смятение. Трудно смириться с непредсказуемостью событий, с тем, что к гибели привела цепь случайных эпизодов. В такой момент стоит вспомнить, что для самого погибшего в катастрофе или от неожиданной болезни, сразу прекратились и не применимы понятия "жалко, что не радуется жизни, жалко, что не увидит этого, не сделает то...". Ведь эти понятия могут существовать только для живого, действующего существа. Они теряют смысл для того, кого уже нет. Терпят ущерб оставшиеся в живых; они не могут взаимодействовать с умершим, общаться с ним, получать его помощь или, наоборот, делать что-то для него. Многие связи и стереотипы нарушены; нужно время, чтобы перестроиться. И многое при потере каждого человека невосполнимо. У остающихся в живых часто возникает чувство вины: во время не помогли, не успели сказать что-то важное. Но сам погибший не испытывает беспокойства, не имеет забот и переживаний; он избавлен от проблем, болей и других неприятностей.

Вот что говорили по этому поводу великие мыслители:

Сократ (470-399 до н.э.): "Смерть - это одно из двух: либо умереть значит стать ничем, так что умерший ничего уже не чувствует, либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно, что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть удивительное приобретение. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого? ".

Эпикур (342-271 до н.э.): "Привыкай думать, что смерть для нас - ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений... Стало быть, самое ужасное из зол - смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет".

Монтень (1533-1592): "Лишим смерть ее загадочности, присмотримся к ней, приучимся к ней, размышляя о ней чаще, нежели о чем-либо другом... Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения..."

Далай-лама (1935-): "Если вы обладаете полнотой осознания смерти, постоянно памятуя о ней, то она не будет для вас сюрпризом - вы не будете волноваться по этому поводу. Вы будете чувствовать, что умереть - это всё равно, что сменить одежду. Следовательно, в момент смерти вы можете сохранить спокойствие ума".

Радищев (1749-1802): "человек, не боящийся смерти, делается свободным".

Как мы видим, такие простые истины давно поняты людьми, по крайней мере, многими мыслящими, знаковыми фигурами. Напомним, что "любовь и смерть - основные полюса тяготения человеческой мысли" (Фрейд, 1856-1939). Сказанное выше находит отражение в словах: "спи спокойно", "отмучился", "покойник" и др. Конечно, нужны действия, ритуалы, отражающие уважение к покойному. При этом чаще всего проявляют образцы гуманизма: "О мёртвом только хорошее или ничего". Облегчает утрату и мысль о том, что человек как бы жив, пока о нём помнят. У каждого народа, каждой религии, каждой семьи выработаны свои похоронные обычаи; их исполнение помогает уменьшить боль, перестроиться, приспособиться к новой жизни. Но, повторяем, всё это нужно живым; умершие не испытывают никаких эмоций. Может быть, не так уж нелепо, что иногда поминки заканчиваются танцами и песнями (подчас не самыми грустными). Ведь жизнь оставшихся продолжается; горе надо пережить с наименьшим ущербом и больше заботиться и думать о живых. Правда, у некоторых народов есть практика нанимать профессиональных плакальщиц, которые дольше поддерживают грустное настроение. (Объясняют это и тем, что слёзы содержат анестезирующие вещества, и рыдания - это физиологическая реакция организма, уменьшающая душевную боль).

Религия облегчает уход из жизни. С точки зрения религии человек "уходит в иной, лучший мир". Учитывается, в какой день душа покидает тело и многие другие обстоятельства, описание которых может составить отдельную работу (тем более для разных конфессий). В христианской религии смерть одновременно зло и добро: зло - потому, что напоминает о "первородном грехе" и "несовершенстве плоти", а добро - потому, что обещает "нетленное существование" и "вечное блаженство", - конечно, тем, кто не грешил или, по крайней мере, покаялся и получил отпущение грехов. Приведём цитату из трудов Бердяева (1874-1948): "Христианское отношение к смерти очень сложное и, по видимости, двойственное. Жизнь есть величайшее благо, дарованное Творцом... Смерть есть не только зло. Вольное принятие смерти, вольная жертва жизнью есть добро и благо... Представить себе нашу грешную и ограниченную жизнь бесконечной есть кошмар. Через смерть мы идём к воскресению для новой жизни".

Надо сказать, что и неверующие чаще соблюдают соответствующие ритуалы и, вообще, в уголках своего сознания могут допускать, что всё-таки может существовать нечто, чего мы пока не понимаем и не знаем, и поэтому лучше проявить деликатность и осторожность. Знания наши о мире, о природе очень несовершенны, относительны; нередко открывают новое, противоречащее устоявшимся представлениям. Спор приверженцев религии и неверующих пока не находит решения: каждая сторона имеет немало аргументов для обоснования своей позиции. А такой критический период, как кончина и похороны, не лучшее время для выяснения разногласий. С точки зрения многих верующих уход из земной жизни отнюдь не печальное событие, и впереди тебя (точнее - твою душу) ждут лучшие времена.

Время умирать. Непросто определить понятие "преждевременная смерть". В сознании большинства людей смерть почти всегда преждевременна. Но всё-таки наиболее тяжело воспринимается смерть в дееспособном возрасте, когда человек полон сил, планов, когда он не завершил многое из начатого. Особенно это касается родителей, не поставивших на ноги детей; творческих, трудно заменимых людей; тех, чьё отсутствие резко скажется на жизни близких. Существует понятие "среднего возраста жизни" для каждой эпохи, для каждого государства или местности. Он обычно лет на 7-10 больше для женщин, чем для мужчин. Возможно, природа имеет ввиду большую необходимость женщин для воспроизводства поколений, хотя не очень понятно, почему это распространяется на старческий возраст. В древних сообществах среднее время жизни было настолько мало, что еле успевали родить и "поставить на ноги" детей. Время жизни запрограммировано в генах и, в значительной степени, определяется также средой, образом жизни и внешними, случайными обстоятельствами. Неплохо сказал о длительности жизни в СССР К.Чуковский (1882-1969): "Человек рождается, чтобы износить четыре детских пальто и от шести до семи взрослых. 10 костюмов - вот и весь человек". Парадоксом выглядит ситуация, когда государство устанавливает пенсионный возраст выше среднего возраста жизни.

К сожалению, нередки ранние смерти способных, преуспевающих, сильных и здоровых от рождения людей. Из-за умения преодолевать тревожные сигналы, поступающие из организма, они не принимают во время ограничительных, медицинских мер и не изменяют темп жизни, что приводит к кончине "в расцвете лет". Можно привести имена многих известных людей, не сумевших пройти между Сциллой и Харибдой - сочетать напряжённую, результативную деятельность с сохранением здоровья до преклонного возраста. К сожалению, общество нередко слишком рано теряет из-за преждевременной смерти великих людей, и это нередко наносит непоправимый вред целым направлениям науки и искусства или даже судьбе государств. Не вызывает сомнения, что неверен сталинский тезис "незаменимых людей нет".

Естественная, физиологическая смерть наступает вследствие длительного, последовательного угасания основных функций организма. Сейчас это чаще происходит в возрасте свыше 80-90 лет. Возможно, о такой смерти говорил Платон (427-347 до н.э.): "Естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием". Для старых и безнадежно больных людей в ряде стран создаются специальные приюты - хосписы, в которых обеспечиваются уход и тёплое отношение, облегчающие последние дни умирающих. Сознание того, что из жизни можно уйти без излишних мучений, конечно, очень важно для каждого.

Что касается неожиданной смерти, то ещё в древнем Риме говорили о её достоинствах: Цезарь (100-44 до н.э.): наиболее лёгкая смерть "та, которую меньше всего ожидаешь и которая наступает мгновенно". Плиний (23-79): "Мгновенная смерть есть высшее счастье человеческой жизни". Действительно, как, возможно, это ни странно звучит, но в выигрышном положении оказывается тот, кто мгновенно гибнет в неожиданной катастрофе.

Считается, что ограниченность жизни является обязательным условием эволюции, улучшения (усложнения) вида: выживают лучшие, более жизнестойкие организмы, закрепляются новые, возникающие благодаря мутациям качества. С этой точки зрения организм - в данном случае человек - должен существовать лишь столько, сколько нужно для воспроизведения потомства. Далее функции каждого индивидуума вроде бы исчерпаны, и он не должен занимать места, на которые претендует следующее поколение, не должен расходовать обычно ограниченные жизненные ресурсы. У древнего человека для этого достаточно было возраста 30-40 лет. В наше время умудрённый жизнью сохраняющий здоровье человек может быть полезен обществу и в 60, и в 70, а иногда и в 80 лет - заниматься обучением других и творческой работой. В развитых странах высокая производительность труда, обилие ресурсов позволяют жить весьма долго, и большие средства тратятся на медицину, поиск рациональных режимов жизни, позволяющих продлить её.

Радоваться жизни, не откладывая на завтра. Полезно больше вспоминать о суетности наших действий, хлопот и страстей, о том, что они имеют преходящий характер и часто по прошествии времени оказываются не такими уж и значительными. Хотя "все мы гости на этой планете", нам отведено не так уж мало времени, чтобы успеть многим насытиться. Мы радуемся тому, что в жизни есть много прекрасного - голубое небо, любовь, общение с близкими и друзьями, возможность мыслить, созидать, делать добро другим. Но у людей, доживающих до преклонного возраста, постепенно угасает интерес к тому, что волновало их в молодости. Трудно сказать, какова будет ситуация, если наука найдёт ключ к радикальному продлению жизни. Коснётся ли омоложение и психики, чтобы она справилась с возросшим грузом впечатлений и переживаний за долгую жизнь? Регулирование процессов старения - пока только гипотезы, версии, которые в реальной, сегодняшней жизни можно не учитывать. Как, кстати, и попытки будущего воскресения людей после глубокой заморозки.

Равенство в смерти в конце концов уничтожает земные несправедливости и в этом смысле является положительным, утешительным фактором: ушли и уходят и известные, и непобедимые, и великие. Древнекитайский философ Ян Чжу (440-360 до н.э.): "При жизни существуют различия - это различия между умными и глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество исчезновения и уничтожения... Умирают и десятилетний, и столетний; умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и глупый". К тому же неминуемость смерти каждого человека несколько скрашивается сознанием, что остаются его дела, дети, память о нём.

Слишком часто мы считаем, что всё впереди, что главное решить сегодняшние задачи, а расслабимся когда-нибудь позже. И так проходит большая часть жизни. Сожалея, что не узнаем, что будет потом, после нас, не очень стремимся узнать о многом интересном, существующем сегодня, - в разных областях знания, в литературе, в искусстве. Хорошо бы, если бы у нас хватало мудрости радоваться каждому хорошему моменту нашей реальной жизни - сегодня, сейчас, не оставляя этого на подчас проблематичное завтра. Л.Толстой (1828-1910): "Если бы мы помнили то, что умрем, вся жизнь наша получила бы совсем другое назначение", человек "не будет делать ни пустого, ни глупого, ни, главное, дурного..."

Суицид. Большинство религий категорически запрещает самоубийство: это "богово" дело - решать, кому когда уйти; "Бог дал, Бог и взял". В истории было немало различных подходов к суициду. В греко-римской культуре суицид мог быть признаком свободы решения своей судьбы. Правда, ряд философов, например, Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что это проявление малодушия и трусости. В Индии и в древней, дохристианской Руси было обязательным самосожжение вдов в ритуальном костре при похоронах мужа. И в недавнее время количество сожжённых вдов в Индии достигало сотен в месяц. В Японии самоубийство часто носило ритуальный характер. Оно совершалось, чтобы искупить вину (свою или чужую) или выразить протест против несправедливости. Практиковался парный суицид - молодых людей, не имеющих возможности обрести счастье; пожилой семейной пары, если один или оба неизлечимо больны; матери, убивающей своих детей, а затем себя. У некоторых народов практиковалось самоубийство стариков при недостатке пищи. Будучи немощным или больным или по другим причинам, человек мог попросить родственников или друзей убить его, и считалось, что такую просьбу нельзя не выполнить. Буддисты, верящие в перевоплощение, считают, что в случае суицида человек перерождается в животное или демона. Они допускают только ритуальное самоубийство священнослужителей, монахов.

В России в 17-18 веках произошло около 40 массовых самосожжений ("гарей"), в которых погибло около 20 тысяч старообрядцев. Отдельные эпизоды, в том числе и массовое самозакапывание живыми в землю, были в России и в 19-м веке. Периодически волны самоубийств нарастали, почти нося характер эпидемий. Помимо различных жизненных обстоятельств этому способствовала и "популяризация" их широким освещением прессы - вплоть до описания конкретных способов самоубийства. В советские времена самоубийца приравнивался к дезертиру: государство не уступало своего права распоряжаться жизнью людей. Число жертв суицида увеличивалось как в периоды национальных кризисов (конец прошлого века в нашей стране), так и в весьма благополучных странах, например, в Швеции. Одно из последних коллективных самоубийств - около 900 человек - произошло в прошлом веке в Гайане (Ю.Америка). Этот случай, как и ряд других, только условно можно назвать самоубийством, т.к. жертвы выполняли приказ своего "святого", т.е. через него приказ от Бога, чтобы попасть прямо в рай.

Душевное состояние самоубийцы чаще всего характеризуется беззащитностью, замыканием в себе, кажущейся невозможностью иного решения возникших трудностей. Факторами повышенного риска являются психические заболевания, тяжёлые соматические болезни, подверженность хронической депрессии, генетические факторы. Мужчины совершают суицид чаще, чем женщины. Значительная часть кончающих с собой - подростки. Около половины совершающих самоубийство находятся под воздействием спиртных напитков или наркотиков. Среди причин - и неудачи в любви и учёбе, и неприятие мира родителей, и отсутствие взаимопонимания с ними. Принявшие наркотики иногда прыгают с высоты, вообразив, что они умеют летать. Бывают самосожжения в знак протеста (в частности, женщин в Средней Азии - против угнетённого положения). Нередок суицид среди творческой элиты - А.Радищев, В.Маяковский, С.Есенин, М.Келдыш, Э.Хемингуэй, С.Цвейг, М.Монро и многие, многие другие. Потерпевшие поражение политики, например, главари фашизма. Количество смертей от суицида во многих странах ежегодно составляет 15-40 человек на каждые 100 тысяч населения. Так, в США это около 30 тысяч; количество людей, требующих психологической помощи или пытающихся совершить суицид примерно в 10 раз больше - ок. 300 тысяч. Общее число покончивших с собой во всём мире приближается к 1 миллиону в год. Бремя суицида ложится довольно тяжёлым грузом на родственников и знакомых.

Борьба с суицидом включает в себя религиозные и законодательные запреты, похороны вне кладбищ, психологическую помощь - телефоны доверия, центры профилактики самоубийств, во многих странах отделения общества "Самаритяне" и др. Возможность поделиться, обсудить свои проблемы в ряде случаев устраняет опасность суицида.

Камикадзе - буквально, ветер богов (япон.), иначе - божественный, уничтожающий ветер; разновидность самоубийцы, жертвующего собой ради высокой цели. Камикадзе появлялись в разные периоды истории. На стыке 19-го и 20-го веков в России готовые к смерти террористы убили тысячи государственных чиновников (В.Засулич, Каляев и др). Наибольших масштабов достигла подготовка камикадзе во время 2-й мировой войны в Японии. Пилоты самолётов, заправленных топливом только в одну сторону - до встречи с врагом, водители миниатюрных подлодок-торпед уничтожили многие десятки и повредили сотни кораблей противника. В последнее время в центре внимания исламские камикадзе: многочисленные диверсии в Израиле, трагедия 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и др. Нередки и женщины-смертники, в частности, среди тамилов в Шри-Ланке, в движении курдов, в Палестине. Они вызывают меньше подозрений и легче могут приблизиться к цели. Женщиной был убит в 1991 г. премьер-министр Индии Р. Ганди.

Хотя главные религии запрещают суицид, но они сплошь и рядом создают настроение, условия и даже прямые указания для совершения таких актов. Подготовка сознания часто идёт вместе с усвоением религиозных догм с детского или подросткового возраста. Для соответствующим образом настроенного человека его поступок, сопровождаемый смертью врагов, "неверных", - не самоубийство, а подвиг во имя Бога (Аллаха). Он убеждён в том, что смерть - "это сон - предел сердечных мук и тысячи лишений, присущих телу". Решающее значение здесь играют почти радостное принятие смерти, гарантия попадания прямо в рай. Акциям часто предшествует торжественный ритуал, например, запись заявления на видеоплёнку; близким обеспечиваются почёт и материальные блага. Сообщали, что сумма, которую получала семья палестинского смертника - шахида, достигала 10 и более тысяч долларов. Широкая подготовка камикадзе в сочетании с современным оружием, особенно средствами массового поражения, может стать весьма опасной для всего мира.

Вообще говоря, не просто определить грань между самоубийством и самопожертвованием. Ведь, любой человек, идущий на войну (особенно добровольно) ставит свою жизнь в ситуацию крайней опасности и является потенциальным самоубийцей. На многих российских боевых орденах было написано: "Жизнь своя за други свои". Мы прославляем подвиги соотечественников, пожертвовавших собой ради победы; получается, что все религии и государства допускают дела, ситуации, когда человек может отказаться от жизни. Т.е. существуют основы популяризации и распространения этого явления.

Эвтаназия (эу - хорошо, танатос - смерть, греч.). В перспективе на более высокой стадии развития, возможно, человечество будет лучше решать проблему смерти в ситуациях, когда она неизбежна и её предваряют боли, психологический и физиологический дискомфорт. По собственному решению страдающего и по заключению объективных и квалифицированных лиц, может состояться запланированный, сознательный уход из жизни. Действительно, при соответствующих подготовке, мировоззрении люди могут не бояться самого факта, момента смерти, тем более, если сделать её не мучительной, а абсолютно спокойной. Монтень: "Невыносимые боли и опасения худшей смерти являются вполне оправданными побуждениями к самоубийству". Сложный и тонкий момент - само принятие решения об эвтаназии: должна быть уверенность в безысходности ситуации и здравом рассудке больного. Её сторонники основывают свои позиции на различии понятий "право на жизнь" и "обязанность жить". Сегодня почти во всех странах эвтаназия запрещена и оказывающие содействие умирающему наказываются. Кроме Голландии и Бельгии, где эвтаназия разрешена законом. Техника лишения жизни не оговорена, но ещё раньше в США был разработан аппарат мерситрон, с помощью которого можно самому ввести себе снотворное и затем автоматически смертельное лекарство. Первая пациентка, воспользовавшаяся таким аппаратом в 1990 г., оставила записку: "Находясь в здравом уме и твёрдой памяти, я решилась на самоубийство, потому что знала - я неизлечимо больна. Я не хочу ждать, пока моя болезнь примет тяжёлую форму и приведёт к тому, что я полностью потеряю человеческий облик". Разрешена пассивная эвтаназия (оказание помощи желающему уйти из жизни) в Швейцарии, обсуждается ее возможность в других странах. Правда, такие действия противоречат принимаемой врачами клятве Гиппократа: "Я не дам лекарство, несущее смерть, даже если меня будут просить...". Изобрёвший и предоставивший своим пациентам мерситрон, доктор Кеворкян сейчас сидит в одной из американских тюрем. В то же время в США борцы за разрешение эвтаназии объединились в общество под девизом: "Хорошая жизнь - хорошая смерть". Обсуждался и проект зафрахтовать судно под голландским флагом и принимать там всех желающих свести счёты с жизнью. Похоже на то, что такой необычный, новый подход может постепенно получать признание, как, собственно, часто и происходит со многими непривычными, противоречащими принятым нормам идеями.

Насильственная смерть. Жестокость от рождения, способность убить другого встречается не так часто, разве что какие-то черты проявляются в возрасте, когда ребёнок ещё не осознаёт, что причиняет боль или угрожает чьей-либо жизни. Однако окружающая среда со временем воспитывает у многих соответствующие качества. Начиная с рыбной ловли, охоты, просмотра фильмов, а теперь и с компьютерных игр, - молодое сознание привыкает к обычности убийств, в том числе и себе подобных. Существенный вклад вносят обучение военному делу, пропаганда насилия, ненависти к врагам, а тем более - участие в боевых действиях. Значительная часть населения с интересом присутствует на публичных казнях, а показ жестокостей по телевидению имеет, как правило, высокий рейтинг. Во многих заложено любопытство, интерес к смерти - явлению, которое, с одной стороны, ужасает, а с другой, - маниакально притягивает. Некоторые при определенных обстоятельствах и настрое (своём или с чьей-то помощью) способны совершить убийство, особенно, если кажется, что удастся избежать ответственности. Действительно, присвоение человеком себе права лишать жизни животных и использовать их для своих нужд делает зыбкой грань, за которой находится убийство себе подобных. Только некоторые учения на Востоке запрещают лишение жизни практически любого живого существа. Можно только удивляться разнообразию и изощрённости казней, придуманных людьми, а сплошь и рядом - и жестокости законов и обычаев, позволяющих лишать человека жизни по ничтожным поводам, несоизмеримым с ценностью жизни, с потерями и горем близких.

Клиническая смерть. Процесс умирания длится многие секунды, а иногда и минуты, и бывают случаи, когда медики возвращают человека к жизни. Ожившие нередко рассказывают, что они чувствовали и даже видели. Это может быть умиротворение, спокойствие, движение по длинному туннелю, в конце которого свет, близкие люди. Иногда описывают, что происходило вокруг, как бы видя себя со стороны. Существуют различные материалистические интерпретации происшедшего: что всплывают события, зафиксированные когда-то в памяти, в сознании, в частности, "выход в свет" в момент рождения. Вспомним, насколько необычны и необъяснимы картины, которые мы видим во сне. По-видимому любые, а возможно, и схожие у разных людей фантазии, галлюцинации могут возникнуть в умирающем мозгу. Непонятно насколько достоверны сведения об описании действий, видных только со стороны. Недавно подобные видения были вызваны экспериментально - электрической стимуляцией мозга. Считается установленным, что люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, чаще иначе смотрят на мир, становятся более спокойными, перестают бояться своей смерти.

Состояния, близкие к смерти. Известны различные состояния, при которых часть жизненных процессов существенно замедляется. При летаргическом сне частота пульса может уменьшиться до 2-3 почти неощутимых ударов, а дыхание до 1-2 незаметных вдохов в минуту ("лете"-забвение, "аргия"-бездействие, греч.), Такое состояние иногда наступает после стрессов - смерти близкого, катастрофы - и длится до десятков лет. Во время такого сна человек практически не стареет: "биологическое" время уменьшается в десятки раз; но после пробуждения быстро "навёрстывается" упущенное. (Медицине известно и полярно противоположное явление - аномально быстрое одряхление, наступление старческого состояния и смерти уже после 10-15 лет жизни). При летаргическом сне температура тела понижается, кожа бледнеет, т.ч. требуется особая внимательность, чтобы не сделать заключения о смерти: известны случаи, когда при вскрытии могил обнаруживают, что человек оказывается не в том положении, в котором его захоронили. Похожее на сон состояние иногда наступает и у людей охлаждённых, замороженных в течение ряда часов; при полном отсутствии признаков жизни их удаётся оживить, хотя для этого также могут понадобиться часы.

Некоторые йоги искусственно замедляют дыхание и демонстрируют выживание после длительного пребывания под землёй. Существуют и "маги", один из которых так описывал технику своего длительного пребывания под землёй: "Я давил на сонную артерию, точнее, на каротидный синус, и чувствовал, будто теряю сознание. Я впадал в полулетаргию, пульс почти не прощупывался, дыхание почти на нуле. Только так можно выдержать под землей и не задохнуться". В отличие от неуправляемого летаргического сна в этих случаях в нужный момент переходят в нормальное состояние.

Близким к описанному является кома, в которую впадают после травм и некоторых заболеваний. Предполагают, что при искусственно вызванном анабиозе люди смогут сохраняться при длительных космических путешествиях. (Вспомним, что похожее состояние - погружение в длительную спячку - является обычным для некоторых животных). При гипнозе также затормаживаются отдельные участки головного мозга, однако сохраняются возбудимость и контакт с гипнотизёром. Менее известно зомбирование, которое, как утверждают, наступает вследствие отравления некоторыми (возможно, нервно-паралитическими) ядами. Человек погружается в состояние, близкое к летаргическому сну или гипнозу; он лишается памяти и чувств, однако подаётся управлению. Различные "фокусы" демонстрируют и африканские и тибетские жрецы, и гаитянские колдуны, и сибирские шаманы.

Предвидение смерти. Многие пытаются заранее узнать о дате и обстоятельствах своей кончины. К их услугам и астрологи, и гадалки - от цыганок до предсказателей, использующих современные, "научные" методы. Существует мнение, что были предсказаны некоторые исторические события, судьбы отдельных людей, длительность их жизни и др. Неоднократно серьёзные комиссии анализировали такую информацию, однако соотношение правильных и неправильных прогнозов близко к обычной статистике. Рассматривая этот вопрос, надо всё-таки иметь в виду несколько обстоятельств. Прежде всего, наше здоровье сильно зависит от состояния психики, и объяснимы случаи, когда, получив плохой прогноз, человек может заболеть и даже умереть. Если видно, что человек болен, то квалифицированный психолог-врач будет щадить больного, чего не обязательно ждать от гадалки. К тому же, к последним чаще обращаются люди, находящиеся в затруднительном положении или стрессовом состоянии. Роль психики в здоровье человека, действительно, огромна: в последнее время опубликованы результаты ряда исследований, в которых плацебо (таблетки - пустышки) во многих случаях действовали не хуже настоящих лекарств. Другой эффект: память, сознание человека из многих предсказаний акцентирует внимание на тех, которые близки к реальности. Более того, большая вера в предсказателя может даже исказить память в его пользу. Могут быть использованы и элементы гипноза, внушения или, как сейчас называют, НЛП (нейролингвистического программирования). Войдя в доверие во время беседы о прошлом и настоящем клиента, предсказатель может задать наводящие вопросы, многое выведать, а затем, вроде бы, угадать. Часто прогнозы двусмысленны, и при желании можно найти в них то, что ближе к истине.

Как мы видим, вопрос не так прост, и не удивительно, что в нашей стране (как, впрочем, и в других) практикуют и благоденствуют сотни тысяч предсказателей и знахарей (иначе - народных целителей). Правда, относительно последних надо сказать, что здесь действует не только психотерапия, но иногда и народные средства, которые ещё не признаны и не используются официальной медициной. Однако, пытаясь воспользоваться их услугами, нельзя забывать, что значительная часть "нелегалов" - просто мошенники. А что касается "точных исторических предсказаний", то обычно оказывается, что они документально зафиксированы после того, как событие состоялось.

Статистика смерти. Среднее время жизни современного человека в развитых странах по сравнению с пещерным веком увеличилось примерно в 4 раза - с 18 до 70-75 лет. Из этого роста удвоение произошло за последние 150 лет. Основные причины смерти - болезни систем кровообращения; затем травмы в авариях, убийства и самоубийства; злокачественные новообразования. Хотя прогресс цивилизации привел к качественному удлинению длительности жизни, он, к сожалению, сопровождается и неприятными тенденциями. Прежде всего, гибелью в транспортных происшествиях - свыше миллиона в год, раненных много миллионов. В ближайшие десятки лет эти цифры могут увеличиться в несколько раз. Подавляющая часть несчастных случаев происходит на автомобильных дорогах; масштабы таких происшествий практически носят катастрофический характер. Другая проблема - изобретение всё новых видов наркотирующих веществ и их широкое распространение. Растёт и число смертей, вызванных нарастающим загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами.

Сопутствующая проблема - наследники. На первый взгляд, это проблема живых из окружения умершего; нередки случаи, когда при дележе наследства даже в самых дружных семьях возникает вражда, а иногда и ожесточённая борьба; "наследников ревнивый хор заводит непристойный спор" (А.Пушкин). Но поведение будущих наследников немаловажно и в предшествующий период. Их нетерпеливость может отражаться и на собирающемся в последний путь: иногда сознательно или подсознательно не принимаются необходимые меры для сохранения или продления его жизни, особенно, когда это требует больших затрат и усилий. Если речь идёт о наследовании власти или больших богатств, нетерпение достигает и такой степени, что могут помочь быстрее уйти из жизни. Как мы знаем, история изобилует такими примерами. Опасность насильственной смерти нарастает с величиной оставляемых ценностей. Что делать владеющему ими? Как обезопасить себя от нежелательных действий или, по крайней мере, гарантировать надлежащие уход и помощь в тяжёлую минуту? Может быть, объявить, что наследства вообще не будет, например, что оно оставляется благотворительным фондам? А что касается власти, то пораньше - пока ещё в силах контролировать ситуацию - уйти от неё, передать наследнику. Но, ведь, жалко всё это делать. Вот проблема! Вечная и часто не решаемая.

Опасность гибели человечества. Каждый человек и общество, как правило, ведут себя так, как будто никто не умирает. Если для каждого индивидуума это охранительная реакция, то для мира в целом такой подход весьма опасен. Человечество почти не считается с угрозами его существованию и не принимает адекватных мер по своей защите. Разработка и тиражирование средств массового уничтожения, их всё большая доступность несовместимы с несовершенством нашего сознания, с силовыми методами решения конфликтов - войнами, терроризмом и т.д. Обостряются также противоречия между ростом потребления и численностью населения, с одной стороны, и возможностями биосферы, - с другой. Хотя многие соглашаются с тем, что опасности цивилизации нарастают, в основном все заняты решением ближайших, сиюминутных задач или проблем ближайшего будущего, не предпринимая необходимых усилий для сохранения жизни своих потомков, нахождения механизма "устойчивого, постоянно поддерживаемого развития (sustainable development)". Актуальность такой задачи была, в частности, сформулирована на конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро; затем она же обсуждалась в 2002 г. в Йоханнесбурге. С 1968 г. проблемами будущего занимается Римский клуб, программа действий предложена в "Гуманистическом манифесте 2000", проявляют активность Гринпис и другие организации. Однако вся эта деятельность пока практически не останавливает каток опасностей, надвигающийся на человечество.

Обсуждая проблемы смерти каждого человека, нельзя не упомянуть здесь и об этой проблеме. Казалось бы, не существует непреодолимых препятствий длительному существованию homo sapiens. Нелепой, неестественной представляется мысль о кончине всего человечества, достигшего после длительной эволюции такого высокого уровня цивилизации; по крайней мере, существования в течение исторически длительного периода - сотен и тысяч лет. (Вот и Библия решительно заявляет о грядущем и не очень отдалённом конце света). Будем всё же надеяться, что наступит понимание существующих угроз, и мировое сообщество активно займется проблемами безопасности и длительного сохранения нашей среды обитания.

Besucherzahler meet and marry russian women
счетчик посещений
© 2010 г.