Перов Василий Григорьевич, Монастырская трапеза

Перов Василий Григорьевич, Монастырская трапеза

Содержание картины — злая сатира на духовенство. Характеристика персонажей граничит здесь с карикатурой.

«Трапеза» написана в 1865 году. Затем она дорабатывалась мастером в течение одиннадцати лет, но по идейным принципам осталась близка к его ранним, так сказать «обличительным», произведениям критического реализма.

Перов намеренно прибегает к назидательно сатирическим контрастам. Огромный крест с распятым Спасителем и гуляющая, пьяная монастырская братия, которой, кажется, вовсе нет дела до Христа. Объедающиеся монахи и нищенка с голодными детьми, безнадежно тянущая руку за подаянием. А рядом важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на большие пожертвования в монастырь.

Прямолинейность, нарочитость трактовки сцены и действующих лиц обусловливают тот социальный дидактизм, который присущ критическому реализму передвижников. Вместе с тем типичность образов и воспроизведенной обстановки, а также конкретность бытовых деталей убеждают зрителя в достоверности изображенной сцены, несмотря на то, что она показана односторонне.

artclassic.edu.ru


Бердяев Н.А. «Существует ли в православии свобода мысли и совести?» (фрагмент из статьи)

Статья была опубликована в 1939 году, эпиграфом к ней Бердяев взял слова Ницше: «Вы стали маленькими и будете всё меньше: это сделало Ваше учение о смирении и послушании».

«В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями. Рабство, крепостное право, введенное в катехизис Филарета, деспотическая форма государства, отсталость научного знания – всё было священной традицией. Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией. Нет ничего ужаснее тех выводов, которые были сделаны в историческом православии из идеи смирения и послушания. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Это превратилось в школу угодничества. Формировались рабьи души, лишенные всякого мужества, дрожащие перед силой и властью этого мира. Гражданское мужество и чувство чести были несовместимы с такого рода пониманием смирения и послушания. Отсюда и подхалимство в советской России. Русское духовенство, иерархи церкви всегда трепетали перед государственной властью, приспособлялись к ней и соглашались подчинить ей церковь. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства».

Яндекс.Метрика
© 2010-2011 г. Виктор Шмаков на www.livejournal.com Виктор Шмаков на www.livejournal.com содружество Экология общества Виктор Шмаков на сервере Стихи.ру Виктор Шмаков на сервере Проза.ру